23.08.2019

САМ СЕБЕ КОНКУРЕНТ ИЛИ КАК РОСКАЧЕСТВО ПОДРЫВАЕТ ДОВЕРИЕ К РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ.

Петербургская редакция "Новой газеты" выпустили статью на тему: Как Роскачество подрывает доверие к российским производителям, а его руководители зарабатывают на этом.

За безопасность и качество товаров в России отвечают несколько организаций. Государственные структуры Роспотреб- и Россельхознадзор занимаются всем: от профилактики ВИЧ до соответствия ГОСТу мясных консервов. Четыре года назад у этих госструктур появился конкурент – Роскачество, которое регулярно публикует свои рейтинги, настаивая на том, что они абсолютно независимые. «Новая газета» обнаружила, что близкие к руководству Роскачества компании получают преимущество на рынке.

В отличие от Роспотребнадзора и Россельхознадзора, чьи сертификации обязательны для всех производителей, а заключения имеют юридические последствия, рейтинги Роскачества носят рекомендательный характер. Впрочем, как сообщили «Новой газете» производители, его оценки, особенно негативные, ощутимо сказываются на продажах.

Между тем, как анонимно рассказали «Новой газете» российские производители одежды, Роскачество навязывает им ИНПЦ в качестве организации, где следует проверять собственную продукцию на соответствие высоким стандартам – и, соответственно, не попадать в черный список Роскачества.



«В понятной бизнес-логике развитие (взаимоотношений с Роскачеством) видится в том, чтобы заставить (производителей одежды) платить за внесение в рейтинг», – говорит представитель рынка.

Продукты, отмеченные фирменными знаками Роскачества, благодаря которым производители получают дополнительные места продаж, преференции на магазинных полках и даже рекламу – все это за счет Роскачества, а точнее, субсидий, которые ему выделяет Минпромторг. К концу 2018 года знаками качества были отмечены 239 товаров.
«Новая газета» изучила список этих товаров – многие из них произведены компаниями, так или иначе аффилированными как с самим Максимом Протасовым, главой Роскачества, так и с подконтрольными ему Руспродсоюзом и самим Роскачеством (кстати, совпадают и фактические адреса этих двух организаций). 28 продуктов выпустили либо компании Максима Протасова, либо компании-учредители и члены Руспродсоюза и Роскачества. Это 11,7% от числа всех получивших «знак качества».

У Роскачества, естественно, есть возможность не только продвигать одних производителей, но и усложнять жизнь другим. Так, в августе 2018 года, после исследования школьной формы и ранцев, организация сообщила Роспотребнадзору Москвы и в СМИ о неудовлетворительных результатах. Роспотребнадзор провел по жалобе собственную проверку и выяснил, что «информация Роскачества вводит потребителей в заблуждение».

Представители надзорного органа посетили все двенадцать точек продаж, где Роскачество якобы закупало одежду на проверку, и обнаружили, что по шести адресам указанных магазинов просто не было. Кроме того, Роспотребнадзор раскритиковал и порядок проведения проверки Роскачеством.

Хоть свои стандарты Роскачество разработало самостоятельно, и для производителей они необязательны, но о не прошедших столь субъективную проверку товарах все равно сообщается, что они «не соответствуют стандартам».

Впрочем, есть и другое мнение. «К нам попадает от них (Роскачества) информация, – заявил на круглом столе в ТАСС замглавы Роспотребнадзора Михаил Орлов. – Мы обязаны все равно реагировать, это рассматривается нами как обращение. К сожалению, должны констатировать, что зачастую исследования сделаны "криво". В таких ситуациях надзорный орган проводит собственную проверку, результаты которой часто опровергают неутешительные экспертизы Роскачества.